Вы здесь

Аквакруглизм в живописи или еще раз про аквариумную задницу

Некоторое время назад в своем блоге на aquaria2.ru я познакомил своих читателей с открытым мной направлением в живописи, котрое я назвал «рыбсолизм». Множество восторженных откликов стимулировали меня к продолжению моих изысканий. Сегодня я с радостью познакомлю вас с результатами, иной раз весьма неожиданными.

Вот, например, следующий факт. Некоторое время назад на страницах нашего издания была опубликована новость, про «Рождественскую аквариумную задницу», вызвавшую в сердцах аквариумистов горячий интерес и противоречивые отклики. Думаете, это компания Rosewood Pet Products так отличилась и придумала сей недостойный «шедевр» дурного вкуса? Как бы не так. Еще в 1901 году известный австрийский модернист Густав Климт выдал своим почитателям произведение, в котором эта самая задница занимает главенствующую роль. А если приглядеться, то несложно заметить, что их там как минимум три, просто самая нижняя из них поначалу отвлекает на себя все внимание зрителя. А если посмотреть еще внимательнее, искусствоведческим взором, то их там угадывается еще намного больше. Будучи известным символистом и борцом против консерватизма и морализаторства, Климт при этом мастерски использует в своих работах различные орнаментальные силуэты. Вот как раз эти силуэты и обозначают то, о чем вы сразу подумали.

К чему я все это написал? Да просто потому, что данное произведение называется ни много ни мало, как "Goldfish", сиречь, «Золотая рыбка». Действительно, означенная рыбка там присутствует и при этом ехидно на вас смотрит. Вот только что хотел всем этим выразить живописец, для зрителя остается полнейшей загадкой. Ну а мой читатель теперь будет знать, что это эвфемизм такой: «Он приобнял ее и ущипнул за золотую рыбку...» Мда.

Другая золотая рыбка, которую исполнил в 1925 году авангардист из Мюнхена Пауль Клее, на настоящую золотую рыбку, сиречь Carassius auratus var., тоже не похоже. Скорее, это хромист какого-то хаплохромиса из Северо-Восточной Африки, что с очевидностью подтверждается присутствием на полотне традиционных африканских орнаментов. Вообще, эта тенденция. Если увидишь на живописном произведении какую-либо фигуру с плавниками и жабрами, то тут и сомневаться нечего. Типичная золотая рыбка. Других рыбок для художников словно бы и не существует. Хотя есть и приятные редкие исключения.

Например, вот образчик современного нам искусства. Московский дизайнер Галина Попова считается поборницей супрематизма и ее произведение «Аквариум» несет несомненные признаки этого направления, придуманного еще Казимиром Малевичем. Но если проявить вдумчивость и подойти к этой картине с позиций аквариумиста, то становится очевидным, что на деле тут наличествует самый махровый реализм.

В самом деле, каждый из вас, скорее всего, такой аквариум видел многократно. Речь идет о многочисленных «декоративных» водоемах, установленных в различных общественных местах, чаще всего в магазинах. Причем в подавляющем большинстве случаев, хозяева бизнеса, люди чрезвычайно жадные, кое-как скоробчивают денег на сам аквариум и на его установку и заселение, но на его обслуживание тратиться уже не хотят. А сами этого, конечно, тоже не могут и не умеют. Результат такого подхода скрупулезно зафиксирован художницей.

Что же мы видим на картине и, самое главное, что можем установить с помощью логического анализа? Да тут все полностью понятно. Изначально это был аквариум с малавийскими цихлидами1, оформленный в традиционном стиле «псевдо-море». При хроническом отсутствии ухода за аквариумом все элементы декора, разные там пластиковые растения, мраморные колонны и скелеты кораллов, обросли водорослями до полной отвратительности и были поэтому выкинуты. Остались только немногочисленные выжившие рыбы на голом грунте за грязнейшими ни разу не чищенными стенками. Совершенно типичная картина. Именно по этой причине, как мне кажется, чтобы не скатиться в рутину и банальное бытописание, автор изобразила в левом нижнем углу краснорожего монстра. Несомненно, это демон, символизирующий человеческую глупость и жадность.

И еще из современного. Александр Сохт. Аквариум. На данной картине некая маргинальная личность с лицом полного дегенерата то-ли моет в шарообразном сосуде руки, то-ли пытается выловить из него закуску. Ну а в самом аквариуме и по цвету и по виду с легкостью опознаются все те же золотые рыбки. Махровый примитивизм и банальщина, подумаете вы? А вот и нет, данный автор творит в лучших традициях классических образцов. Если вдумчиво разобраться, то можно даже совершенно четко выделить и формально описать целое направление живописи, ранее не известное ни широким кругам любителей искусства, ни специалистам.

Это новое направление изобразительного искусства было открыто мной совсем недавно, но уже неплохо мной изучено и потому теперь я с огромной радостью готов рассказать и показать моим читателям все подробно и наглядно. Я дал этому стилю название «Аквакруглизм». Его характерными особенностями является следующее:

  • наличие на произведении золотых рыбок в круглом аквариуме (как мы увидим ниже, это не обязательно шар)
  • малые размеры водоема и полное отсутствие в нем каких-либо систем жизнеобеспечения, что вместе гарантированно исключает возможность даже непродолжительного выживания рыб
  • полное отсутствие какого либо дизайна и даже зачатков оформления аквариума

Все остальное — второстепенно.

36966939_matissecat300100a_0.jpg

В скором времени, в следующем выпуске моих искусствоведческих изысканий, я познакомлю вас с аквакруглизмом подробно.

  • 1. об этом нам недвусмысленно говорят аквариумные жители, весьма похожие на Cyrtocara moori и Labidochromis sp. Yellow

Комментарии

отличная статья!

статистика

  Яндекс цитирования