На эту запись меня подтолкнуло обсуждение на aquaria2.ru моей статьи из журнала «Аквариум», в котором наглядно проявлено все убожество форумных дискуссий и советов, в том числе и таких, что вроде бы «по делу». А тут как раз при разборе архивов мне попались фотографии, которые должны были быть опубликованы в «Аквариуме» в виде продолжения, но по определенным причинам этого не произошло. Впрочем, буду методичен и расскажу все по порядку.
Советы Петра Ковалева и Румянцева в принципе правильные. Но на деле такие корневища сгнивают намного быстрее, чем появляются корни у деток. Максимум, чего можно добиться из такого посадочного материала, это при определенной удаче вырастить единственный хилый и тугорослый эхинодорусик. Про остальные советы с посадкой или тем более с гетероауксином не хочется даже говорить...
А теперь небольшое историческое отступление, лет эдак на 12 назад. Моя статья про размножение эхинодорусов к тому времени уже опубликована, но без иллюстраций. Вот фотография, принесенная мной в редакцию «Аквариума», которой я предполагал начать ее иллюстрированное продолжение.
Слова Володи Милославского, и.о. главного редактора «Аквариума», произнесенные им при просмотре, я запомнил дословно. «А нельзя ли фотографию менее агрессивную и вызывающую?» Мда...
Надо сказать, что к тому времени к Владимиру Милославскому, как к редактору, у меня уже накопились изрядные претензии. То он вырежет что-то без всякого предупреждения из моих статей, то поменяет название на совершенно, по моему разумению, дебильное, причем, опять-таки, не спросивши. Ну и так далее. Подобных конфликтных эпизодов с ним было достаточно. Так что в ответ на просьбу менее агрессивной фотографии я малость сорвался и уже не стесняясь в выражениях со вкусом рассказал про некоторые особенности половой жизни их редакции как друг с другом, так и с различными животными, покинул сие заведение и больше в данный журнал не писал.
После этого случая возникла моя газета «Вестник клуба Русский аквариум», в дальнейшем «Современный аквариум», а еще позже выросли глянцы "Aquarium Magazine", "Aqua Animals" и т.д. И все это теперь переросло сюда, в aquaria-info.ru...
Но вернемся к нашим эхинодорусам, перейдем к иллюстрациям из правой колонки, которые, кстати, фотографировал Влад Элбакян.
На первой из них, которая с портретом носорога, я держу в руке молодой маточник. которому, сколько помню, восемь или девять месяцев от посадки стандартной детки. Выращен он в 240-литровом аквариум на смеси глины и сапропеля описанных в моей статье «Садовая земля в растительном аквариуме».
Фото 1. «оперируемый» эхинодорус обязательно держим корнями вверх, листьями вниз, так как резать будем именно в этом направлении.
Фото 2. разгребаем сплетение корней, чтобы добраться до корневища. Это удобно делать обратной стороной ланцета.
Фото 3, 4. вот так выглядит правильный результат. Ровный уверенный разрез, обе половинки, и с точкой роста и без нее, сохранили и корни и листья. Основную часть с точкой роста сажаем обратно на место, а заднюю часть корневища пускаем плавать в аквариум так, чтобы разрез находился непосредственно под поверхностью воды в хорошо освещенном месте. В большинстве случаев это удобно сделать, прижимая к дну аквариума нижнюю часть корней крупным камнем.
Фото 5. буквально через 2-3-4 дня проклевываются точки роста, обозначенные стрелками.
Фото 6. одна из точек роста оказалась посильнее и пошла в рост заметно быстрее других, демонстрируя, как совершенно правильно выразился Петр Ковалев, эффект апикального доминирования.
Фото 7. детка уже полностью сформировалась, она вполне жизнеспособна, но на мой взгляд отрывать ее еще рановато, она еще слишком плотно сидит на материнском корневище.
Фото 8. детка немного отделилась от корневища, она полностью готова для самостоятельно жизни. Такое сильное, активно растущее растение с гарантией приживется в любом аквариуме. Как решить пора отделять или нет? Для себя я этот момент определяю так: «созревшее» дочернее растение должно легко отделяться от маточного корневища пальцами, без применения режущих инструментов.
А материнское корневище, насколько я помню, прожило еще около десяти месяцев, пока с него окончательно не отгнили листья и корни. С него было снято почти три десятка подобных дочерних растеньиц.
Обратите внимание, возраст показанной детки от момента прорастания до ее отделения — около трех недель. Такое возможно только за счет того, что у корневища была оставлена большая биомасса листьев и корней. Если этого не делать, то результат будет намного скромнее, если будет вообще. Хилое корневище без листьев и корней, как на фотографии Осипова, месяцами будет бесполезно болтаться по аквариуму без всякой гарантии, что у проростков хватит сил чтобы образовать корни и начать самостоятельную жизнь. Именно это, собственно говоря, и побудило меня написать данный материал.
Пользователей онлайн: 0.